"Волонтерские хроники. Международный опыт"

Предисловие
Вряд ли сейчас можно встретить человека, который никогда не видел китайский знак Тай Цзы (Великого Предела), который еще называют Инь-Ян. Две «рыбки» или капли – черная и белая - перетекают друг в друга. Символ единства противоположностей: мужского и женского, дня и ночи, внешнего и внутреннего, теории и практики.
Эта книга построена по тем же принципам гармонии и дополнительности. В двух ее частях описаны две грани работы с волонтерами – добровольными помощниками: внешняя и внутренняя.
    1. Работа внешняя – в обществе, с другими людьми, в общественной организации. Здесь использовались материалы и наработки «Сибирского Центра поддержки общественных инициатив». (Мы благодарны ребятам за полученное разрешение на копирайт некоторых глав их книги).
    2. Работа внутренняя – по саморазвитию человека, построена на примере тренинговых программ нашей организации – Черниговского Центра АХАЛАР.

В ахаларовской части книги представлено наше понимание процесса саморазвития человека, применительно к добровольцам, работающих в общественных организациях. Но мы не хотим сужать тему, а наоборот, сознательно стремимся показать ее безбрежные просторы. Доброволец, волонтер – это, прежде всего, человек, и ему присущи все те же качества  -  человеческие. И общественные организации – это одно из многих чудных преломлений луча нашей жизни в кристалле конкретной ситуации. В этом времени и в этом месте. Поэтому здесь всегда будут актуальны темы самоопределения, поиска смысла, межличностного общения, коммуникации, решения конфликтов, управления своим временем, помощи, сострадания и подобные им.
Сначала мы опишем некоторые постулаты, взятые исходим в своих  размышлениях и действиях. Потом будет изложена технология, т.е., как это все воплощается в жизни на примере одной программы, которая, на наш взгляд, довольно яркая и поэтому должна быть интересна для читателя. Это программа Летней Школы АХАЛАР «Чистая земля», которая уже в течение  10 лет проходит на берегу реки Десна возле Чернигова в форме палаточного лагеря.
За эти годы в лагере побывало более 600 человек из семи стран ближнего и дальнего зарубежья, и все это время подача материала совершенствовалась, дорабатывались практические моменты, находились новые подходы. В общей сложности получилось около 200 дней круглосуточной тренерской работы, которая сейчас обобщилась и свелась к этой книге.
За основу данного изложения взята 10-дневная смена, которую мы совместно с польской организацией  «OPUS» из  города Лодзь организовали и провели  летом 2003г. В конце каждой главы, которая рассказывает об одном дне, прожитом в лагере, размещены примеры того, как разворачивалась программа других смен в прошлые годы, под общим заголовком «РЕТРО».  Ведь при всем желании одинаковых смен не получается. Главные составляющие лагеря - люди и их настроение, тренерский состав, погода и многое другое - постоянно меняются. Программа корректируется и творится на ходу. Вспоминаются, а нередко и создаются тренинги, лекции, игры, корректируется  логика,  и ставятся акценты в подаче материала. Это все динамический процесс. Кто работает с людьми, проводит интерактивные семинары, тот всегда сталкивается с подобными ситуациями. «И план на завтра – это только до утра…»
Мы посчитали, что в качестве поясняющего материала хорошо опубликовать записи участников лагеря, которые показывают, как  «проживается» материал, как он отражается в людях. Для этого использованы дневники некоторых участников лагеря за 2002 и 2003 года (им отдельное спасибо за разрешение на публикацию!) :

1. Записки Артема из Житомира. Они составляют основу предлагаемого текста.
2. Комментарии Максима из Чернигова. Выделены курсивом и заключены в косые /.../.
3. “Записки индейца” Алексея из Кривого Рога. Шутливый взгляд на один день.
4. “Польская тетрадь” - это сводный текст самоанализа всех участников польско-украинской смены лагеря 2003 (спасибо коллегам из “Опуса” за обработку и подготовку этих дневников).
5. Итоги лагеря написаны Женей из Харькова, которые как бы интегрируют опыт 10 дней “проживания” и показывают некую результирующую на выходе: состояние человека после окончания смены.

Текст участников специально напечатан с минимальной коррекцией. Это не значит, что авторы этой книги со всем согласны. Поэтому мы иногда добавляли небольшие пояснения (оны даны более мелким шрифтом с пометкой (Д-т)). Но это данность, с которой приходится считаться. За каждой записью стоит человек, его мысли, переживания, выводы и жизненный выбор. Для команды тренеров АХАЛАР – это зеркало. Для вас – зарисовка, которая может дать объемное видение.

С уважением,
Авторы книги.
Технология
Летняя школа «Чистая Земля»
«Опус» и АХАЛАР – совместный проект

Целью проекта  было повышение гражданской активности молодежной группы из Польши и Украины в возрасте 18 – 25 лет через осуществление совместной социально-политической деятельности.  Реализация проекта опиралась на два модуля:

1. Обучающий модуль, т.е. обучающие мастерские в Украине.
2. Практический модуль, т.е. стажировки в общественных организациях в Польше и Украине.

В проекте участвовало  26 молодых людей из Польши и Украины.
Во время обучения молодежь знакомилась с принципами управления демократического общества, ролью общественных организаций в обществе, с влиянием личности на развитие местного сообщества. С другой стороны, молодежь познавала основы работы в группе, принятия общего решения, управления другими и сотрудничества с людьми другой культуры. Дополнительным развлечением было обучение техникам расслабления и массажа, элементам йоги. Занятия проводились по принципу мастерских, активизируя участников. Мастерские были организованы в палаточном городке над рекой Десной около деревни Боромыки. Участники жили в военной палатке, сами готовили пищу, дежурили на кухне, придерживались ими же принятых правил. Такая форма организации занятий способствовала интеграции участников и учила их ответственности за себя и других. В течение  10 дней молодежь жила по принципу общества, в котором все должны были выполнять какую-нибудь роль (например, помощь на кухне и т.д.) и были зависимы друг от друга.

Второй этап проекта – это стажировки в общественных организациях, что очень помогло активизировать молодых людей и дать им опыт общественной работы. Этот этап проекта еще больше сблизил участников обеих стран и характерен интересными инициативами.

В течение 10 дней каждый участник вел дневник, в котором записывал свои переживания, выводы. Каждый день нужно было ответить на три вопроса:

1. Чему я сегодня научился? Какие навыки приобрел?
2. Как я смогу использовать это в будущем?
3. Как мне работалось в группе? Как я сегодня чувствовал себя с другими?

Как видите, эти вопросы связаны с развитием навыка слушания своих ощущений (Пятый принцип: «Всеобщего единства»). На самом деле, первым идет вопрос «Что я ощутил?», а затем из него формируется мысль - «Что понял?» и последним - вопрос о будущем - «Какие выводы сделал ? Где буду использовать?»
(Д-т)

Эта публикация главным образом опирается на записях в этих дневниках, освещая опыт молодых людей, полученный в течение летней школы. Записи представлены хронологически, согласно  занятиям в школе.
Словарик  сленга участников лагеря
«Чистая Земля» АХАЛАР

o    «Деканат» - команда тренеров АХАЛАР.
o    «Секл» - вечерний круг участников у костра.
o    «Ку-ку» - небольшой перерыв во время тренинга или лекции (на купание, туалет, перекур…)
o    «Шеринг» - обсуждение тренинга
o    «Дистанция» - самообязательство для развития выбранных личных качеств.
        o    «Будилка» - утренний динамический тренинг.

Первый день
Дневники
Польская тетрадь:
Первый день – 1 августа 2003, пятница

В связи с длинной дорогой, этот день был очень мучительным  для участников. Всех приехавших встретил теплый прием украинской группы.  Хозяева подготовили презентацию того, чем занимается Центр АХАЛАР, а также познакомили поляков с традициями летней школы, которые складывались в течение многих лет. Вечером состоялся первый так называемый «круг», т.е. официальное подведение итогов. Обе группы, польская и украинская, собрались вокруг костра. Каждый мог высказаться, описать свои ощущения и впечатления от нынешнего дня. Таким образом, тренеры могли понимать динамику группы, проблемы и конфликты участников, а также их пожелания и предложения на будущее. По очереди участники  получали свое  первое задание. Его целью было донести в полной темноте от одного огня до другого стакан воды. Цитата  из дневника, одного из участников, которая подводит итог задания: «Мы поняли, что, оказываясь в полном одиночестве и темноте человек должен достигнуть своей цели. В данном случае не разлив воду, и неся ответственность за свои поступки».
Распорядок дня:
    07-30    Подъем   
    08-00    Приветствие дня «Будилка»   
    08-30    Утренние физические упражнения   
    10-00    Завтрак   
    11-00    Утренний блок тренингов   
    14-00    Обед   
    15-00    Свободное время
    17-00    Полдник
    17-30    Вечерний блок тренингов   
    20-00    Ужин   
    21-30    Секл   
    22-30    Культурная программа   
         24-00        Отбой

О распорядке дня. Утром вы видите блок на здоровьетворение. Как помните, одно из четырех фундаментальных качеств. Самоорганизация «распылена» по всему дню, т.к. в группе существует механизм принятия и реализации решений.  Тут уж без кооперации не обойтись. А творческие качества развиваются в блоке интерактивных тренингов.
(Д-т)

Сказка о том…
(Из записок Артема)

Некоторые пояснения автора:
1. То, что я написал в отчете - это то, что я чувствовал. Я говорю только о своих ощущениях и иногда пытаюсь делать выводы. Это ни в коем случае не объективная истина, а только точка зрения.
2. Не хочу никого обидеть. Если кого обидел – пишите, помиримся.
3. Если я что-то забыл, или вы хотите что-то добавить – пишите!

После поселения и обширного блока знакомств, в ожидании ужина, мы сидели в лекционном зале и все вместе сочиняли сказку. Сказку о том, как мы собираемся жить следующие девять дней. Я так полагаю, что это должно было помочь проявить ожидания группы и раскрепостить атмосферу, настроить всех на совместную работу. Потом сказку собирались презентовать зарубежным гостям, дабы, так сказать, сразу ввести в курс дела.
Очень трудно было отвлечься от суровой правды жизни и начать фантазировать. Кому-то это давалось легче, кому-то тяжелее. Но вот лед проломлен и в воздух вылетают наши мечты и ожидания, не скованные никакими законами. В конце концов, получился бестселлер в духе КВН, что позволило забыть о границах, времени и условностях (типа «а мы еще мало  знакомы…»).
В общем, как сказал Сережа-Коржик, немножко пищевых фантазий, неосознанного насилия и слабо угадываемой эротики. Вот такая картинка группы. А потом мы поужинали, и в это же время приехал микроавтобус, груженный рюкзаками  немыслимых размеров и людьми. Кого или чего там было больше – сказать очень сложно.

Что чувствовал, как жил?
Радость от приезда в «Чистую Землю». Радость от новых лиц, от общего творчества – от сказки. Кипучая энергия при подготовке КВНа. Но потом стала сказываться усталость от дороги..
«Секл» получился вдвое длиннее, потому что нужно было переводить полякам то, что говорили мы, и наоборот. Зато была введена новая техника - ассоциация дня.

Что нового узнал, чему научился?
1. Совместное творчество - огромная радость.
2. Из «ритуала» два вывода:
- надейся на лучшее, но ожидай худшего,
- самое сложное не идти, а ждать.
3. Из «секла» вывод - нужно говорить короче и так, чтобы это было понятно для других людей. Кроме того, учишься говорить короткими фразами, чтобы легче было переводить. А во время паузы (когда Агнешка переводит) можно сформулировать следующее высказывание. В общем, спасибо, Агнешка!

Как я смогу использовать в жизни то,
чему  научился?
1. Постараюсь больше и чаще творить вместе с людьми. Сказки писать или рисовать, или еще что-либо.
2. В публичных выступлениях быть короче и понятнее.
3. Чтобы лучше что-нибудь проанализировать или объяснить – можно использовать ассоциации.

Ассоциация дня:
темно-голубой цвет, цвет спокойствия и радости.

Записки индейца
(Из записок Леши)

Во всеобщей индейской рассылке прочитал я новость, что братья из содружества АХАЛАР собирают всех же-лающих для участия в летнем лагере «Чистая от бледнолицых Земля». Организаторы обещают  проводить: обучающие игры по созданию племени, разрешению конфликтов с бледнолицыми мирным путем и другие познавательные и интересные ритуалы.

Ни минуты не медля,  надел мокасины, куртку-ветровку, кинул в вещевой мешок пару штанов с лампасами защитной расцветки, пару футболок, плавки, пачку индейской табачной  жвачки «Орбит» и в путь.

Дорога предстояла неблизкая. Селенье Чернигово находилось довольно далеко от места моего обитания, пришлось использовать бесконный индейский автоматический поезд, а потом пересесть на бесконную индейскую маршрутную повозку.  Ни рано ни поздно, в 10 склянок поутру, я прибыл в искомое селение и был приятно удивлен его зелеными формами, небольшими каменными вигвамами и историческими идолами.

В официальной хижине содружества АХАЛАР я познакомился с другими индейцами, едущими в летний лагерь, помог им перетаскать бананы, картофель и другие припасы, загрузить это все в реактивный наемный дилижанс, который, наверное, был  прообразом древнего Мерседеса, что производился в соседнем племени Германов, и отправились мы в дорогу мимо замечательной реки Десна и разнообразных маленьких селений, ютившихся на живописных берегах.

Дилижанс нас не подвел, ревел, кричал и прыгал на неровностях тракта, иногда казалось, что мы взлетим прямо в небо. В голове крутилась песенка «Корвет уходит в небеса» одного индейского ансамбля «Агата Кристи». Наш извозчик, мужественный индеец, крутил баранку во всю свою индейскую мощь. Когда дилижанс остановился, я почувствовал себя лучше и принялся осматривать окрестности лагеря «Чистая от бледнолицых Земля».

Первое впечатление - ни с чем не сравнимый культурный индейский шок. Здесь не было излишества вещей, которые индейцы привыкли считать необходимыми, даже толком не задумываясь, откуда они берутся. Например, божественное электричество и божественное индейское покрытие сотовой связи, а также сверкающие серебром краны с горячей и холодной водой.
Но начинало работать мое индейское мышление, которое подсказывало, что будет интересно узнать, как жили  наши предки - древние индейцы и заодно подготовиться на случай  всеиндейской атомной войны.

Жизнь в лагере началась. Хотя, позволю себе заметить, наверное, она началась гораздо раньше, когда члены содружества устанавливали вигвамы, лавочки, делали индейские туалеты и место для ритуального огня.
Пока я это все подмечал зорким индейским взглядом, нас, наверное, покормили, чего я собственно не помню, и собрали на Генеральное собрание членов Лагеря. Слово держал Шаман Нираванус, который получил свое имя за большой жизненный опыт. Он сказал (условно - дословно):
-Я приветствую вас на территории нашего Лагеря «Чистая от бледнолицых Земля» (сокр. «Чистая Земля», прим. Автора «Записок») и хочу напомнить о нехитрых правилах лагеря…
Тут началось не очень приятное, но «дюже» необходимое ознакомление с правилами лагеря и безопасности… Позади Ниравануса гордо и мрачно возвышался Страж Порядка лагеря Эрч и в нужных местах кивал головой. Наконец Нираванус махнул рукой в сторону командующего Вождя лагеря (далее «Вождя»). Им на проверку оказалась очень симпатичная на вид (наверное, и добрая внутри) индейка Романика, которая сказала тоже что-то нехорошее про деньги, которые не возвращаются…В душу закрадывается надежда на то, что  все будет хорошо, надежда… Просто с детства я не любил никакие правила, кроме тех, которые устанавливаю сам, ну и законов, с которыми надо либо смириться, либо обойти. В голове разыгрываются сценарии: революция, акции общественного неповиновения, сидячие голодовки, марш протеста угнетенных в резервации индейцев до Чернигова и так далее. И как показало время и общение с другими индейцами, в своих мыслях я был не одинок…(Пам - парам, мрачный проигрыш).

Далее, а вернее ранее, да и какая собственно разница, было поселение в вигвам, где каждый занимал себе место под ласковые «крики» нашего заместителя командующего вождя по хозяйственной части (далее «Зам.ком. Вождя») Уракау, которая тоже там что-то говорила про лупу, дырочки в одеялах и материальную ответственность.

Ближе к вечеру нас разбили на разные подразделения и выдали особые секретные задания, которые заключались в том, чтобы мы прибывшим из Поляндии дружественным индейцам смогли при помощи ритуальных танцев, движений и нехитрых слов и выражений донести о том, куда они попали.
Не буду далеко убегать от нити повествования, но задам себе вопрос: кто же я в этом мирном течении бытия? Честно?
Не знаю. Но для себя решил – хочу, чтобы  деревья этого места услышали и запомнили мой голос, вплетающийся в веретено событий, хочу показать, что и у этой песчинки мироздания есть сила изменять и творить, сила быть Творцом собственной судьбы. Ну и как у начинающего Творца все получилось слегка скомкано и размыто, но об этом далее.

Сила творить состоит в действии, в активном действии, в инициативе, в мысли и идее, но идея ничто без надлежащей реализации.
Итак, карты в руки – есть конкретное индейское задание, осталось найти мысль, идею и реализовать. Черт, все так просто. Но не совсем. В моей команде индейцев был, выражаясь военным индейским языком, разброд и шатание (я называю команду своей, так как у индейцев правилом хорошего тона является относиться ко всему, как к своему). Они не хотели слушать идей, обсуждать их. На горизонте показывается Она, владыка забвения, царица недеяния, не совершенных поступков и не реализованных мечтаний – Апатия.
Но нет, что-то показалось на горизонте, проблески надежды, что-то было услышано, начали говорить другие, тихо, вяло, набирая обороты. Все равно не идет. Давайте прорепетируем, говорю я, а может кто-то другой, на самом деле это неважно.

Движенье, вот что спасет мир. Движенье, деленное на время – скорость. А времени как раз-то и нет.
Движенье дало жизнь, и все покатилось как по маслу – обсуждение, предложения, ну и всякая всячина. Получилось довольно весело.

Задача выполнена, дружественным индейцам из Поляндии в форме шифровки была передана такая информация: АХАЛАР – это творчество, свобода, жизнь.
Следующее сознательное воспоминание – это Священный Огонь, вокруг которого собрались все индейцы. Первый звук священной ракушки  -  и я услышал тишину, давно не слышал такой. Индейцы учатся заглядывать в себя, учатся доверять свои мысли окружающим. Нам вместе прожить целую вечность – целых 10 дней. Мы по очереди говорим о своих впечатлениях за день. Многие из нас наконец-то получили шанс быть выслушанными и, может быть, понятыми.
В воздухе ощущение того,  что меняется мир, появляется  чувство  сказки и испытаний.
Моя индейская сущность требовала чего-то большего, больше приключений, жестчих испытаний, вперед за мечтой. Ура-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!
Эй, приключения, я бросаю вам вызов, колдунам, рыцарям темного ордена, духам и ожившим мертвецам, с вами справится парень в камуфляжных штанах, его оружием будет служить меткий лук и вездесущие стрелы, и стрелами будут слова. Готовьтесь к встрече!!!
Да, увлекся… Лагерь «Чистая от бледнолицых Земля»…  В его задачи входит интеграция, культурный микс и еще что-то. Это все говорил Нираванус, я его внимательно слушал, но в памяти не отложилось. День первый end...

РЕТРО
Ритуал вхождения в лагерь

После «секла», то есть часов в 11, все собрались у костра. Вдалеке слышна непонятная, но очень красивая музыка: звуки там-там и звуки флейты. Проводник /ах вот как ты Юру обозвал!/ по одному уводит людей в темноту. Сначала были какие-то беспредметные разговоры, смех, вся та обычная суета, которая происходит, когда люди испуганы. Но вот и мой черед: проводник берет меня за руку и велит идти в темноту. Иду. Музыка становится  то тише, то громче.
Возле разложенного костра с факелами меня встречают двое людей с раскрашенными лицами. Они дают мне в подарок свечу – символ света и духовного развития. С этой свечой я должен идти на звуки музыки – через поле, через тьму к неясному свету на горизонте. Если же свеча погаснет, я могу вернуться и снова зажечь ее от их факелов.
Иду через тьму. Музыка становится все громче, свет – все отчетливее. Свеча здорово мешает идти: она то и дело норовит погаснуть, ничего не видно под ногами. Но вот впереди показался костер и две огромные фигуры на фоне колышущегося зарева.
Один из привратников заговорил со мной. Он говорит, что впереди меня ждет общий костер, в который я могу внести свою лепту – свечу, которую я пронес сквозь тьму и ветер. Я прохожу привратников и бросаю свечу в костер, от чего он на секунду вспыхивает ярче.
Я сажусь в круг моих братьев и сестер (так я чувствую!), которые тоже добавили свои свечи к общему костру. Вместе мы смотрим на лучезарные фигуры, плывущие над полем в свете своих свечей. Один за другим подходят они к привратникам и бросают свои свечи в общий костер, от чего тот на несколько мгновений вспыхивает ослепительно ярко.
Все в сборе. Мы сидим и смотрим на общий костер, в который каждый из нас добавил что-то свое, что пронес через тьму и ветер. Потом, когда приходит момент, по одному мы встаем и уходим. С каждым уходящим меня наполняет чувство утраты. Но вот я чувствую, момент пришел – и тоже встаю и ухожу от костра во тьму, к новым приключениям и новому пути.
Как известно, начало и конец любого события запоминаются лучше всего. Поэтому, в начале и конце 10-ти дневной смены мы делаем яркие, запоминающиеся «ритуалы». Их смысл – отделить пространство обучения от обычной, каждодневной логики. Наезженные схемы мышления и поведения мешают видеть новые возможности для действия, провоцируют старые негативные реакции. Сам «ритуал» творится по ходу дела, исходя из ментальности группы, логики и смысла процесса, погоды, наличия людей и подручных материалов. Главное – он должен оставить в сознании участников ощущение значительности, важности происходящего события, чтобы они имели определенное отношение к полученному опыту…
(Д-т)

Третий день
Дневники
Польская тетрадь:
Третий день – 3 августа 2003, воскресенье

Этот день начался очень рано. А причиной этому стал очень сильный дождь, который подмыл палатки. Это способствовало быстрым и скоординированным действиям. Все участники работали для спасения палаток. Это было удивительное переживание командной работы, что сблизило между собой молодых людей, усилило пока еще слабые  групповые связи. Вторая часть дня  запомнилась процессом принятия решения в группе. Работа происходила в малых группах. Участники представляли себя на летящем воздушном шаре и нужно было решить, что им потребуется на необитаемом острове, а от чего нужно избавиться, как от лишнего груза. Запись из дневника: „Это задание интересным образом позволило нам открыть собственные лидерские качества. Необходимость выбора из обширного списка нескольких вещей, которые мы можем забрать с собой на необитаемый остров, потребовало от нас больших усилий. Каждый из нас понял, какую роль он выполнял в данном процессе. Открытые в нас лидерские качества, а также способность вести переговоры мы будем стараться развивать наилучшим образом”.


Вычерпывание воды
(Из записок Артема)

В это утро я проснулся с тревогой, не сразу поняв, что это за шум. Но голос Маши-коменданта: “Ребята, встаем, палатку заливает”,-

Все живут в общей армейской палатке с двухъярусными кроватями.
(Д-н)

сразу поставил все на свои места. Однако ощущение тревоги осталось - а вдруг дождь вернется и будет лить всю смену, останутся ли сухие вещи?
В этот день я в первый раз столкнулся со словосочетанием “осознанная необходимость”. Случилось это, когда Маришка по колено в грязи вычерпывала из-под палатки воду - миску за миской. Не та ли это Марина, которая так не любит грязи во всех ее проявлениях? Вот она - осознанная необходимость: не хочется делать, но  ты должен.
Пока шел дождик - да какой дождик - ливень, мы успели вычерпать воду из-под палатки (и немножко - из самой палатки), натянуть тент и начать копать канавы. Мокрые до нитки, но довольные, мы заметили, что ливень понемногу затихает.
Когда дождь стих, из палатки начали показываться водонеустойчивые личности. Кто-то начал черпать воду из ЛУЖИ, в которую стекает почти весь луг, и вскоре к нему присоединились остальные. Организовалась цепочка. Интересно, что сама по себе работа была совершенно бессмысленная, потому что воды в луже было очень много. Однако вещи наполняет смыслом сам человек: кто-то сделал из процедуры экзотическую зарядку с водными процедурами, кто-то не упустил возможности чему-то научиться, а кому просто в удовольствие было поработать вместе со всеми на общее благо. Лично у меня было ощущение счастья от того, что мы делаем вместе одно нужное, хоть и трудное дело. Очень помогает ощущение нужности того, что делаешь.
Кстати, после того  как мы потренировались на ЛУЖЕ, маленькую лужицу у спуска к реке мы вычерпали за пять минут.
По ходу Юра, объяснял полякам (по-моему, Йоле с Агнешкой), что такое “осознанная необходимость” и как она связана с принятием ответственности за свою и чужие жизни. Это меня подтолкнуло к таким выводам:
1. Если человек принимает ответственность за свою и чужие жизни, он будет активен, даже если это ему и не нравится.
2. Осознание того, что это действительно НУЖНО, другим поможет сделать эту необходимость более приятной и добавит энергии на ее выполнение.
3. Если человек почувствовал себя в лагере своим, а еще лучше - реальным ХОЗЯИНОМ лагеря, он обязательно примет на себя ответственность и будет активным.
Кстати, лужа оказалась бездонной (в неё стекала поло-вина луга), и по этому поводу Юра высказал еще одну супер-мысль: любую деятельность можно наполнить любым смыслом. И смысл деятельности придаёт ей сам человек.

Первый принцип «Природосообразность» – «Тебе зачем это нужно?»
(Д-т)

Поскольку мы вынуждены были много времени провести вместе в палатке, хочешь не хочешь, началось общение друг с другом. Начались спонтанно уроки польского языка. Спасибо за это дождю.
А дождик понемногу стих, и с ним ушли все тревоги, уступив место сногсшибательному закату, похожему на извержение вулкана где-то на горизонте (а по воде медленно плывут дракончики из тумана... ммммм!)…

РЕТРО
Запуск дневных тренингов – «дистанций».
Всего было пять «дистанций»:
1. «Ругатель»,
2. «Комплиментщик»,
3. «Немой»,
4. «Слепой», 
5. «Король и Королева».
«Дистанции» выбираются вечером сразу после «секла» и запускаются после утренней «будилки». Всего могло быть по 2 «дистанции». Например, 2 «немых», 2 «комплиментщика» или “король с королевой”. Заканчивались «дистанции» вечером – перед ужином или перед «секлом», после чего шел «шеринг».
Я проходил дистанции “Ругатель”, “Комплиментщик”, “Немой”.

Несколько слов о Дистанции. Первоначально тренинг это-го типа появился у нас под названием “Обеты”. Как ясно из названия, это самообязательства, которые добровольно берет на себя учащийся с целью самоисследования и развития в себе строго определенных личностных качеств. Позднее, встретив  у Н.Козлова другие варианты самообязательств, мы с удовольствием и благодарностью использовали их в работе. Так же прижился синтоновский термин “Дистанция”, как не наводящее ненужных ассоциаций.
Итак, Дистанция – это интенсивная внутренняя работа по освоению человеком определенных качеств личности. Любое упражнение Дистанции развивает навыки контроля и управления своим внутренним миром. Это связано с тем, что обучаемый ставит перед собой конкретную, измеряемую цель. Эта цель – позитивная,  понятная,  достижимая. Например, при любой возможности хвалить окружающих. Стремясь реализовать заданную цель, человек сталкивается с рядом внутренних препятствий: не видит в других позитивных черт характера; видит, но не умеет выражать это словесно; выражает свои мысли однотипно, отсутствует речевое творчество. Преодоление подобных преград помогает учащемуся формировать новые, более осознанные, схемы мышления и поведения. Причем, они не навязываются ему извне – это “эвристический” тип работы, когда участник тренинга сам находит свои собственные способы решения поставленной задачи.
Изолированная среда летней школы создает идеальную возможность для подобной тренировки: человек защищен от неблагоприятных внешних факторов; постоянно находится в группе единомышленников; непрерывно получает обратную связь от тренеров и своих коллег. Некоторые тренинги возможны только в уникальных условиях летней школы, например, “Немой” или “Слепой”. Получить подобный опыт в обстановке обычной жизни –  практически невозможно (точнее, чрезвычайно сложно).
(Д-т)

Отчет по дистанции “Немой”

Дистанция “Немой” выполняется путем молчания (как внешнего, так и, по возможности, внутреннего) в течение всего дня. Вы перестаете вмешиваться словами в происходящие события, продолжая принимать участие во всех остальных формах. Большая часть нашей активности связана с речью и, вместе с этим, с типичными речевыми реакциями. Прекращение монологов и диалогов высвобождает значительную часть нашего внимания и сил для отстраненного наблюдения своего поведения и реакций окружающих людей. Ситуация “Немого” позволяет осознать ранее скрытые стереотипы своего поведения. Так же этот тренинг прекрасная возможность для развития  контроля над своей речью.
(Д-т)

От “Немого” я ожидал    что-то совершенно другое. Начитавшись отчетов синтоновцев, я ждал этакого просветления, когда прекращается внутренний диалог и приходит этакий прозрачный свет вместе с очень четким видением природы и погоды ;))
Вместо этого выяснилось, что такой “Немой”, каким я его себе представил, вообще не может участвовать в тренингах, разве что сидеть и слушать. Но поучаствовать очень хотелось, поэтому я решил быть Немым “в разумных пределах”. /вылезло все-таки/ То есть что-то объяснять на пальцах и кое-что писать.

И тут проявился первый эффект этой замечательной дистанции: немого в обсуждениях просто не замечают.

Тут крик стоит, счет идет на минуты – пытаться понять, что там немой пытается показать или написать, попросту нет времени. Мне же, привыкшему к ролям генератора идей и оформителя решений, было очень неуютно: как же так, я здесь, а меня не слышат. Но ничего не попишешь, пришлось прислушиваться к другим и жестами показывать, с чем я согласен, с чем – нет, а что – полный бред. Так я понемножку научился слушать и слышать других, при этом оставаясь чуть в стороне и не мешая самоорганизации.
Ладно, тренинг прошел, пошла обычная лагерная жизнь. Именно в ней проявился второй эффект тренинга – отслеживание речевых автоматизмов вроде “Класс!”, “Блин”, “Тьфу” и иже с ними. И хоть иногда они все-таки вылетали (ну как не сказать “Класс!”, когда в этот прохладный день выливаешь себе на кроссовки и шорты ведро холоднющей воды из колодца). В общем ситуация как в анекдоте про батюшку, забивающего гвозди. Зато каждый такой автоматизм очень четко отслеживается: я ж проговорился, а это нарушение Дистанции!

Еще один интересный эффект – осознание словесной жвачки. Как оказалось, к ней привыкаешь как к наркотику. Эта жвачка успокаивает, убеждает – раз я слышу собственный голос, все хорошо, все в порядке. Какой-нибудь психолог назвал бы это экзистенциальным страхом: раз я слышу свой голос, я знаю, что существую. А тут бац – и тишина. Страшно! А может, все по-другому: когда плохое настроение, можно пошутить, сделать комплимент или рассказать анекдот. А – нечем. В общем, факт налицо. Сначала это легкое беспокойство, которое потихонечку нарастало. В общем, было плохо: сводило скулы, внутри пелись песни и орались стихи. И даже после снятия дистанции это ощущение сразу не прошло.
К концу дня на придумывании “сверток” я полностью осознал: ничего не развалится, если участвовать в тренингах немножко в другой роли. Стоит просто доверять людям, с которыми ты в команде – у них все получится и без моего вмешательства. Это, пожалуй, самый главный вывод, самое важное приобретение, которое очень пригодилось мне на “Дне без деканата” и подсказало идею “5 минут тишины”.

/Теперь я немного добавлю. Я по натуре довольно веселый и общительный человек (вроде правда), поэтому этой дистанции немного боялся (как? я ? молчать? просто ужас !). С утра сделали вступление на дистанцию и пошли на зарядку. Общаться там не приходилось и за это время я немного привык молчать. Потом понял, что надо оставаться веселым молчуном, а шутки толкать иным образом, что я и сделал: на ладонях обеих рук написал по одной фразе, старался брать универсальные, т. к. приколистов над немыми хватало. Эти фразы прошли хорошую апробацию на Лампочке (Свете), которая приехала в этот день и не знала меня раньше. Подходит ко мне и спрашивает: “... а ты чего молчишь?”, я пожимаю плечами... “а ... ты – немой ...” - следует заключение... “Да. Я не твой !” – гласит надпись на протянутой мной руке. Но тут она не остановилась ... “а чего молчишь тогда?”, ну у меня на все вопросы была вторая рука “даже и не спрашивай ...”. Вот так я отделывался от приколистов, но пора вернуться к работе (дистанции). В этот день(4) был “Слепой Кот” в принципе трудно было сдерживать свои эмоции, но вроде бы все - ничего и тут бац... Егор поймал меня на одной из самых плохих человеческих привычек – оправдываться, вот тут я и проговорился. Мне трудно было сдержаться, как только я проронил первый звук, я понял, что я наделал, но было уже поздно, и я задавил это в себе ... (Зря я это сделал.). А по поводу выражения своих мыслей у меня особых проблем не было, правда, писать иногда приходилось (а как иначе сочинять песню или предложить свой вариант в игре “Переставлялки”). Очень кстати было письмо себе, ибо когда молчишь, то больше думаешь, а когда пишешь, думаешь больше вдвойне. К вечеру возникло такое ощущение успокоения и равновесия какого-то, вместе с тем, с того момента, как я проговорился, во мне росло гнетущее чувство какой-то неудовлетворенности собой (ну надо же было проговориться!), и оно внесло свои коррективы.
Основными итогами для меня:
1. Иногда лучше помолчать (как говорилось в Алисе -  “ПОДУМАЛИ ВСЕ ХОРОМ”), лучше думается;
2. Никогда не надо себя насиловать (иначе хуже будет).
Пройдя большинство предложенных дистанций, я считаю, что дистанция немого самая сложная из всех предложенных нам, хотя бы потому, что в ней требуется сознательное воздержание от говорения, а в других дистанциях немного иначе. В “слепом” тебе завязывают глаза (если откроешь, то ничего страшного...), в “ругателе” и “комплиментщике” тебе можно говорить что хочешь, главное дать себе разрешение на это и акцентировать на нужных деталях./

Из анекдотов о дистанции “Немой”:
«На одном из шерингов двое немых рассказывали, что единственный раз сорвались, когда играли на гитаре во время поздравления Маши. Один спросил у другого: “Что тут за аккорд?”, на что тот возмущенно воскликнул: “Ты ж немой!»
 
/Реально было! Подтверждаю! Первым немым был я. И пару раз было, что на шерингах Вика говорила “Вот вижу: человек почувствовал, а не говорит. А ну, давай, расскажи, не стесняйся ...” (
 
Последняя публикация


«
Дао активности» - книга, изданная Центром гуманистических технологий АХАЛАР об этапах пути человека, который хочет воплотить свою активность, работая на благо социума. Уникальность издания в том, что его герои - обычные люди, которые делают добрые дела. Они меняют свою жизнь и жизнь окружающих благодаря воплощению общественных инициатив.

Подробнее


Мы в соцсетях


Следите за нами в социальных сетях.

Impresstory


АВТОРСКИЙ БЛОГ Виктории Солоницыной

Все персонажи вымышлены, а события происходили исключительно в моем воображении

Подробнее